РОССИЙСКИЙ ОРИЕНТАЛИЗМ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕРМОНТОВА И САИДА
В статье рассматриваются идеи Э. Саида, высказанные им в его основополагающем исследовании «Ориентализм», применительно к российской действительности первой половины XIX в. Кавказ воспринимался как Восток не только русскими писателями и поэтами, но и всем читающим русскоязычным миром того времени. В журналах того времени стали появляться переводы восточных поэтов с французского и немецкого языков. Такое открытие Востока было ошеломляющим. Но еще бóльший интерес стали вызывать стихи и проза Пушкина, БестужеваМарлинского, Лермонтова, побывавших на Кавказе и отразивших виденное в своих произведениях. Именно они стали на многие годы тем знанием о Востоке, его нравах и менталитете, которое служило ориентиром российским читателям.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 3/2015
Философская мысль:
рецепция и интерпретация
РОССИЙСКИЙ ОРИеНТАЛИЗМ В ИНТеРПРеТАЦИИ
ЛеРМОНТОВА И САИДА <...> А с выходом в 1978 г. в Нью-Йорке книги известного
американского обществоведа и культуролога палестинского происхождения
Эдварда Вади Саида (1935 – 2003) «Ориентализм»1
, одной
из наиболее влиятельных книг последней четверти века, современное
востоковедение оказалось в чрезвычайно сложной ситуации. <...> В своих комментариях к дискурсу (критике, полемике, диспуту)
ориентализма в западной аналитике Эдвард Саид исследует сферу
ориентализма, являющуюся, по его мнению, «не чем иным как колониальным
дискурсом». <...> Саид показывает,
по какой логике или с какой точки зрения Запад рассматривает ту
48
Философская мысль: рецепция и интерпретация
часть мира, которую можно назвать незападной. <...> Ориентализм Саида определяет Восток не в географическом (East),
а в культурологическом смысле (Orient)2
. Колонизация Востока в
XVIII и XIX вв. означала для европейцев не только экономическое
владение им, но и его осмысление. <...> Ориентализм, по Саиду, фактически,
является западным методом установления господства над
Востоком, его перекройки и доминирования над ним. <...> Эдвард Саид
отмечает, что невозможно понять эту строго систематизированную
дисциплину, с помощью которой европейская культура была в состоянии
управлять Востоком и даже создавать его – в политическом,
военном, идеологическом, научном и воображаемом аспектах, если
не рассматривать ориентализм в качестве дискурса3
.
Эдвард Саид убежден, что именно сравнительный метод, примененный
Западом по отношению к Востоку и восточным народам,
сформировал неправильные представления об онтологическом и
гносеологическом неравенстве Запада и Востока. <...> Четыре из них, показанные в Музее Карнеги, на публичных сеансах,
составили ретроспективу фильмов о кавказских событиях последнего
десятилетия»4
. Таким образом, видно, что теория Саида вовсе не
относится к прошлому <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: