Мышление антинигилиста (Заметки о Н.Н. Страхове)
Н.Н. Страхов относится к числу крупных русских мыслителей XIX в., не оставивших после себя систематического теоретического наследия. Труды его обширны, особенно в области литературно-философской критики, но мышление, как полагает автор статьи, отличается жизненной конкретностью. Оно направлено против искусственности, безжизненности всякого концептуализма (и особенно против нигилизма как его прозападной исторической формы). Опыт Н.Н. Страхова является весьма поучительным для современной интеллектуальной культуры, переживающей новую созидательную эпоху своей истории.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 3/2015
Русское
интеллектуальное наследие
МЫШЛеНИе АНТИНИГИЛИСТА
(Заметки о Н.Н. Страхове)
ЧЖУ ЦЗЯНЬГАН
Между двух вершин
Особое положение Н.Н. Страхова в кругу значительных фигур русской
культуры бесспорно. <...> Даже если бы ему не удалось создать такого
изобилия публицистических статей, критической литературы и различных
воспоминаний, за ним и рядом с ним – две великие вершины
русской литературы. <...> Он был многолетним сотрудником Достоевского,
который уверял его в том, что взглядами своими ему едва ли не вполовину
обязан; другим величайшим собеседником стал Толстой, хваливший
его за глубокое понимание своих работ (среднего и позднего
периода). <...> Кроме этого, Страхов – исследователь и оппонент
русского литературного нигилизма. <...> Нигилизм для Страхова есть концептуальное и историческое
проявление этой одержимости – своего рода интеллектуальная
ветреность, влечение к тому, чего не существует в наглядном,
конкретно-жизненном опыте мышления (влечение к «западным»
точкам зрения). <...> Сопротивление этой одержимости можно так или
иначе найти во всех размышлениях Страхова. <...> Его собственная литературная
жизнь развертывалась вокруг темы нигилизма; как он сам
заявил не без шутливости в статье «Счастливые люди» (1865): «Особенно
следил я за предметом, который, как мне кажется, я могу с некоторым
правом считать своей специальностью – за нигилизмом»2
31 марта 1882 г., в начале очередной исторической эпохи, Страхов
.
подводит итоги уже сделанному: «Все это движение, которое наполняет
собою последний период истории, либеральное, революционное,
социалистическое, нигилистическое, – всегда имело в моих глазах
только отрицательный характер, отрицая его, я отрицал отрицание»3
.
Эти слова имеют глубокий смысл: «отрицать отрицание» означает
некоторое требование возражать высказанному, сопротивляться отрицательным
смыслам чужих высказываний или точек зрения. <...> заметил, что европейский
нигилизм был осмыслен <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: