ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ ПРЕРЕФЛЕКСИВНОГО САМОСОЗНАНИЯ: ВОЗМОЖНО ЛИ ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОПЫТА?
Цель данной статьи – критически проанализировать взгляд на сознание как «одноуровневое», связанный с идеей о существовании пререфлексивного самосознания. Этот взгляд, разделяемый большинством феноменологов (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, Д. Захави), сопоставляется с «теорией мысли высшего порядка» (HOT-теорией), также призванной прояснить структуру сознательных метальных состояний. В свете проведенного анализа, автор пытается разрешить трудности указанных направлений мысли путем обращения к исследованию досознательного процесса познания как необходимого условия возможности сознания.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 6/2015
Когнитивные исследования
ПРОБЛеМА ОБОСНОВАНИЯ ПРеРеФЛеКСИВНОГО
САМОСОЗНАНИЯ: ВОЗМОЖНО ЛИ
ТРАНСЦеНДИРОВАНИе СОЗНАТеЛЬНОГО ОПЫТА? <...> Оно обычно
полагается в качестве необъективирующего самосознания, которое содержится
во всяком сознательном опыте и не может иметь основания
ни в несознательном, ни в сознании более высокого уровня. <...> Критики данной
идеи отмечают ее слабую сторону: поскольку свойство быть сознательным
и принадлежать мне постулируется в качестве «внутреннего»
свойства ментальных состояний, происхождение пререфлексивного самосознания
оказывается неподдающимся объяснению. <...> Как будет показано, объяснение существования и особенностей
пререфлексивного самосознания требует новой постановки
вопроса о возможности трансцендирования сознательного опыта и
переосмысления отношения к несознательному и к самообъективации
как условиям возможности сознания. <...> Суть идеи пререфлексивного самосознания, предлагаемой
Брентано, состоит в том, что во всяком опыте имеет место направленность
сознания не только на предмет опыта, но и на сам опыт. <...> * Исследование подготовлено в рамках проекта Российского гуманитарного
Т.М. РЯБУШКИНА. <...> Проблема обоснования пререфлексивного самосознания...
представления первичного объекта, согласно Брентано, указывает на
73
«слияние» объекта внутреннего представления с самим представлением
и на принадлежность обоих к одному и тому же психическому акту. <...> Репрезентация ментального состояния дана в самом этом состоянии. <...> Всякий опыт есть сознательный
опыт, не существует несознательных ментальных состояний. <...> Однако возникает новый вопрос: как возможен такой психический
акт, для которого характерно единство, но который при этом имеет
сложную структуру – включает в себя самосознание? <...> В ходе своего дальнейшего исследования структуры психического
акта Брентано отмечает принципиальное различие между интенциональными
объектами, входящими в психический <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: