РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Философские науки/2016/№ 1/
В наличии за
300 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ФРИДРИХА ШЛЕГЕЛЯ

В статье исследуется философия культуры Ф. Шлегеля на материале его ранних теоретических работ. Особый интерес представляют его неоклассические статьи периода восторженного увлечения Античностью, в которых он критикует современную ему культуру как раздробленную и концентрирующуюся не на универсальных и вечных ценностях, а на частном и «интересном». Его критика в целом интересна и весьма актуальна в наши дни. Однако спустя несколько лет, в статьях романтического периода, именно эти черты современности оказываются у Шлегеля основой, на которой он предполагает построить процветающую культуру будущего. Оказывается ли эта непоследовательность проявлением неопытности молодого автора или специфической чертой, характерной для культурфилософского подхода молодых романтиков – вот что представляет особый интерес в данном исследовании.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Шлегель На протяжении уже более двух столетий наследие Фридриха Шлегеля (1772–1829) привлекает пристальное внимание исследователей немецкого романтизма. <...> Рудольф Гайм в своем обширном исследовании «Романтическая школа» характеризовал его ранние статьи как попытку выйти с уровня рассуждения о конкретных поэтических памятниках на уровень конструирования общих и универсальных законов искусства3 . Суждения Шлегеля о поэзии в его ранних статьях «О границах прекрасного» (1794), «О ценности изучения греков и римлян» <...> (1797), «Об изучении греческой поэзии» (1795–1796) могут с тем большим основанием быть поняты более широко – как суждения об искусстве и о культуре в целом, если учесть его собственную установку: «Что верно относительно целого, верно и по отношению к отдельной части: как современная культура вообще, так и современная поэзия представляют собой связное целое»4 . Упомянутые сочинения Фридриха Шлегеля, посвященные прославлению классической культуры, во многом основаны на работах Винкельмана, утверждавшего, что именно греки в изобразительном искусстве достигли воплощения высшего объективного идеала красо108 идей йенских романтиков, открывал новые дарования и поддерживал молодых талантливых поэтов и ученых. <...> Что характерно, современная культура подвергается им глубокой критике в противопоставлении с живым, но утерянным античным идеалом культуры. <...> В дальнейшем именно романтикам принадлежит первенство в открытии Средних веков как своеобразной и чарующей эпохи. <...> Возрождение представляет более серьезную проблему в данной периодизации, хотя великие поэтические произведения Данте, Сервантеса, Боккаччо однозначно рассматриваются Шлегелем как часть современной культуры. <...> Итак, в своих «неоклассических» сочинениях Шлегель видит современную культуру раздробленной, лишенной прочного основания и развивающейся хаотично. <...> В ход идет все, что способно поразить публику, 109 Зарубежная философия. <...> Современный <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: