ДИССОНАНСНОЕ ЭТНОСУЩЕСТВОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ
В статье рассмотрена альтернативная мультикультурализму логика этносоциального развития, опирающаяся на принципиальную неустранимость диссонансного сосуществования разных культурных групп. Дан социально-философский анализ причин краха политики мультикультурализма. Обоснован и раскрыт концепт «диссонансная толерантность», ранее введенный автором. Определены особенности и теоретический горизонт «диссонансного» подхода в этносоциальных исследованиях.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Тенденции
ФН – 3/2016
ДИССОНАНСНОЕ ЭТНОСУЩЕСТВОВАНИЕ
И ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ* <...> А.О. КАРПОВ
В концепцию мультикультурализма в явном или скрытом виде были
заложены весьма привлекательные, но также противоречивые и взрывоопасные
для современных национальных государств условия сохранения
этногруппового национального самосознания. <...> Целью данной работы является социально-философский анализ
альтернативной мультикультурализму логики этносоциального развития,
опирающейся на принципиальную неустранимость диссонансного
сосуществования разных культурных групп. <...> Под углом зрения этой цели мы проясним причины психосоциальной
несостоятельности классических моделей интеграции, на которые в той или
иной степени опирался наш анализ; обоснуем и раскроем ранее введенный
нами концепт «диссонансная толерантность»; определим особенности и
теоретический горизонт «диссонансного» подхода в этносоциальных исследованиях. <...> Хабермаса «Когда мы должны быть толерантными?»,
где анализ проблемы религиозной толерантности расширяется до
сферы этнокультурного сосуществования. <...> Здесь налицо требование изменения фундаментальных культурных основ
интегрируемых сообществ (модель культурной ассимиляции)3
.
Покажем психосоциальную несостоятельность идей, которые мультикультурализм
инкорпорировал из классических моделей социальной
интеграции. <...> Модель культурной ассимиляции и модель «плавильный котел» в
той или иной степени приводят к одному и тому же результату – этновырождению. <...> Практическая часть этих идеальных
моделей должна отвечать на важнейший вопрос: «Каким образом?»,
т.е. указывать на процесс, в основе которого лежит интеграционный
дух и который функционирует посредством некой контагиозной магии,
переносящей заразительную силу интеграционных идей. <...> Исторически
мистика интеграционного духа репрезентируется через насилие. <...> Интеграционные усилия в рамках моделей этновырождения имеют
свои примеры <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: