ПУБЛИЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ Д. ГОТЬЕ И М. РИДЖА: КЛАССИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ
В статье рассматриваются историко-философские истоки концепции публичной рациональности Д. Готье и М. Риджа, в рамках которой предпринимается попытка решить «проблему И. Берлина»: этический и гносеологический плюрализм делает актуальной проблему релятивизма и возможности достижения общественного консенсуса. Показывается, что в поисках решения этой проблемы современные последователи Гоббса (Дж. Грей, Д. Готье, М. Ридж) предлагают гоббсианскую интерпретацию публичной рациональности в качестве «минимально универсального принципа».
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
О.Л. ГРАНОВСКАЯ
Современные либеральные мыслители-неогоббсианцы Давид Готье,
Майкл Ридж в качестве «минимально универсального принципа»
разрабатывают концепции публичной рациональности в духе Гоббса. <...> Цель данной статьи – исследовать эти концепции, определить
их сильные и слабые стороны в контексте ценностного плюрализма <...> Берлина1
, идеи которого стали своеобразным истоком для дискуссии
по поводу соотношения «либерализм/плюрализм». <...> Идея
плюрализма ценностей и частных суждений подрывает универсальные
основания либерализма и возможность социальной конвенции. <...> Этический
и гносеологический плюрализм, являясь основным допущением
либеральной политической философии «позднего модерна»3
, делает
актуальной проблему релятивизма. <...> В либерализме Берлина релятивизм
ограничивается концепцией «универсального горизонта объективных
ценностей». <...> Канадско-американский философ Давид Готье реконструирует
рассуждения Гоббса об общественном разуме и на их основе выстраивает
концепцию правового порядка как выражения этого разума. <...> Рациональные люди стремятся к тому, что Гоббс называл «правильным
суждением» – рациональностью – которая обнаруживает
истину. <...> По мнению Готье, в этом фрагменте Гоббс рассматривает две
ошибки рациональности. <...> В этом смысле рациональность
– лекарство от своих собственных недостатков. <...> Частная рациональность ограничена, разногласия по поводу критериев
истинности постоянно вызывают споры и конфликты. <...> По его мнению, именно Гоббс предлагает
интересное решение этой проблемы. <...> «Если каждый будет думать, что его суждение – единственно верное,
это приведет к войне всех против всех, что совершенно недопустимо
в обществе»7
.
Гоббс подытоживает: из-за разногласий частных суждений «при
возникновении спора по поводу какого-либо мнения спорящие
стороны должны добровольно согласиться между собой считать правильным
мнение какого-либо арбитра, или судьи, решению которого
они готовы <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: