Теономная этика как актуальный этап поиска смысла жизни
Данная статья посвящена проблеме предмета и статуса теономной этики. Автор пытается показать специфику и выявить отношение такого типа этики к вопросам о смысле и целях жизни. Другая важная задача статьи - эксплицировать синтетический характер теономной этики, способной стать мостом между научным и религиозным мировоззрением. Это вторая публикация из трехчастного цикла, подготовленного к печати.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
О. С. Пугачев
ТЕОНОМНАЯ ЭТИКА КАК АКТУАЛЬНЫЙ ЭТАП
ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ
Данная статья посвещена проблеме предмета и статуса теономной этики. <...> Автор пытается показать специфику и выявить отношение такого типа этики
к вопросам о смысле и целях жизни. <...> Другая важная задача статьи – эксплицировать
синтетический характер теономной этики, способной стать мостом
между научным и религиозным мировоззрением. <...> Понятие «теономная этика» может вызвать самую разную реакцию у
читателей – от простого недоумения до претензий семантического типа. <...> Во-первых, самый точный смысл слова говорит нам о богозаконности
этики, точнее же – нравственности. <...> Уточнение потребовалось сразу
же, поскольку в литературе имеются модели, соотносящие нравственность и
этику в различных аспектах. <...> Наиболее употребительный – толковать этику
как своего рода науку о нравственности. <...> Не отвлекаясь от сути дела, подчеркнем
рефлективный характер этики, этической мысли, поскольку она с
большей или меньшей степенью систематичности следует за реальными нравами
и нравственностью. <...> Однако и тут есть проблематичные моменты, одним
из которых является вопрос о том, насколько «этична» (т.е. относится к этике),
например, нравственная оценка, в какой степени она рефлективна, а значит,
где та граница, когда нравственное суждение переходит в этическую
(научную) рефлексию? <...> За всем этим не следует забывать, что прямая богозаконность
нравственных предписаний свидетельствуется Священным писанием
монотеистических религий, в религиях же политеистических каноны
нравственности, как сакральные, функционируют в форме табу и иных модификациях. <...> Но если так, какой смысл имеет этическое исследование, проведенное
с позиций светской науки, хотя и симпатизирующее христианской религии,
если оно само лежит по сути не в сфере теономии? <...> Здесь мы сталкиваемся
с тем фактом, что, вообще говоря, понятие теономии гораздо шире, чем
мы это себе интуитивно представляем, и на этом <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: