РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки/2008/№ 2/

Богочеловеческая проблема в философии Б. П. Вышеславцева

Рассматривается проблема Богочеловека, характерная для русской религиозной философии, ее решения в творчестве оригинального мыслителя первой половины XX в. Б. П. Вышеславского. На основе анализа наследия философа раскрывается его этико-антропологическая концепция, в центре которой человек как сложная система, микрокосм, где определяющее значение имеет сфера бессознательного (Эрос), интерпретируемая как хаос, преобразуемый верой в Бога, и сфера Самости - уникальный и таинственный элемент личности, отражающий его богоподобие.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ВЫШЕСЛАВЦЕВА Рассматривается проблема Богочеловека, характерная для русской религиозной философии, ее решения в творчестве оригинального мыслителя первой половины XX в. <...> На основе анализа наследия философа раскрывается его этико-антропологическая концепция, в центре которой человек как сложная система, микрокосм, где определяющее значение имеет сфера бессознательного (Эрос), интерпретируемая как хаос, преобразуемый верой в Бога, и сфера Самостиуникальный и таинственный элемент личности, отражающий его богоподобие. <...> Русская философия… больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории» [2, с. <...> На наш взгляд, «переживание агонии» является едва ли не характерной чертой русского менталитета, и вопрос о сущности человека остается актуальным и на современном этапе существования российского общества. <...> В свете возрождения национального самосознания, эмансипации его от западного влияния представляется важным выделить внутри антропологической темы те моменты, которые особенно специфичны именно для русской философии и отличают ее от западных вариантов решения проблемы человека. <...> Это касается как истоков философской антропологии, так и ее выводов, которые у многих мыслителей поражают своей парадоксальностью, своим максимализмом в требованиях к отдельному человеку. <...> Во-вторых, решение проблемы сущности человека и его положения в мире неизменно было связано с проблемой Абсолюта. <...> По мысли Б. П. Вышеславцева, «человеческое Я принадлежит сразу к тому и другому миру: оно укорено в мире вечных сущностей, и вместе с тем живет и действует в мире временных явлений» [8, с. <...> Расширяя эту антиномию, Вышеславцев представляет человека как сложную иерархическую структуру, отражающую зависимость человека от низших ступеней природы и наличие сверхприродных элементов. <...> 3) психическую энергию, образующую коллективно-бессознательное как почву, на которой развивается индивидуальная <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: