Нормативно-этическое значение философии Ф. Ницше для исследования философии Т. Гоббса и Дж. Локка
В статье рассматривается трактовка морали Ф. Ницше, позволяющая расширить исследование морали и моральных учений, выявить универсальный и партикулярный уровень, которые могут быть присущи и общественной морали. и морали личностного совершенствования. Автор рассматривает феномен ресентимента, существующий как самостоятельное явление в морали, явно или неявно присутствующий в рассматриваемых этических системах Т. Гоббса и Дж. Локка.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
, позволяющая
расширить исследование морали и моральных учений, выявить универсальный
и партикулярный уровень, которые могут быть присущи и общественной морали,
и морали личностного совершенствования. <...> Автор рассматривает феномен
ресентимента, существующий как самостоятельное явление в морали, явно
или неявно присутствующий в рассматриваемых этических системах Т. <...> В данной работе ставится задача показать значимость философии
Фридриха Ницше для анализа индивидуальной и общественной сущности
морали в произведениях Т. <...> Во-первых,
их философия дает представление о морали как неоднородном феномене, вовторых,
можно встретить прямое определение феномена, которое позже в
«Генеалогии морали» будет назван ресентиментом. <...> Мы полагаем, что ницшевское понимание нравственности строится на
принятии морали как общественного феномена (практических ценностей и
требований, регулирующих взаимодействие людей) и индивидуального феномена
(личностного совершенствования, обращенного на человека как такового). <...> Общественно и личностно ориентированные нравственные программы
предполагают у Ницше всеобщий (универсальный) и частный (партикулярный)
уровни, отраженные им через аристократический («мораль господ») и
плебейский («мораль рабов») способы оценивания соответственно. <...> Под универсальным
уровнем морали мы понимаем непременное присутствие санкций
высшего начала, абсолютной ценности, лежащие в основе морального функционирования
– некой высшей для человека самоценной сущности; под частным
уровнем – индивидуальный интерес, применимый в определенной ситуации
и промежуток времени. <...> Сходное понимание универсального и партикулярного
уровней морали отражено в статье А. В. Прокофьева «Универсальное
и партикулярное содержание морали, или как возможны специальные
нравственные обязанности? <...> . Аристократическую мораль Ницше выражает
через идею сверхчеловека, идею «большой политики»; плебейский –
через аскетический <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: