Статья посвящена возникновению одной из самых значительных организаций художников неофициального искусства, возникшей по инициативе официальных властей. Генезис организационных структур неофициального искусства в контексте динамики неофициальной художественной жизни (квартирные выставки, подпольные галереи) и политической конъюнктуры (международные соглашения, подписанные СССР в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.) ранее не рассматривался как самостоятельная проблема. На рубеже 1960—1970-х гг. формируется «Новая московская школа», куда входят представители нескольких генераций неофициальных художников, различных по своим творческим установкам, большинство из которых позже стали членами живописной секции при Московском объединенном комитете художников-графиков (МОКХГ). Они принимали участие в зарубежных и московских выставках нонконформистского искусства (Бульдозерная, Измайловская, «Пчеловодство», «Дом культуры»). Активизация подпольной художественной жизни совпала с определенными политическими событиями, результатом которых стала организация живописной секции.