Русские поэтические "фантазии" (на материале произведений поэтов XIX-начала XX в)
В статье рассматриваются русские поэтические "фантазии" XIX-начала XX в., выявляются характерные для них признаки (многоаспектная "музыкальность" текста, связь изображенного со сферой воображаемого, взаимодействие фантастического и музыкального (звукового/слышимого) начала в художественном мире произведений в целом и в структуре образов в частности).
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
В статье рассматриваются русские поэтические «фантазии» XIX –
начала XX в., выявляются характерные для них признаки (многоаспектная
«музыкальность» текста, связь изображенного со сферой воображаемого,
взаимодействие фантастического и музыкального (звукового/слышимого) начала
в художественном мире произведений в целом и в структуре образов
в частности). <...> Ключевые слова: русская лирика, лирический жанр, «музыкальное» в литературе,
поэтика заглавия, подзаголовок, заголовочно-финальный комплекс, фантазия,
фантастика, романтизм, романтическая фантастика, символизм. <...> В русской поэзии XIX – начала XX в. произведения с заглавием и подзаголовком
«фантазия» – весьма распространенное явление1. <...> Если заглавие – «первый знак текста, дающий читателю целый комплекс
представлений о книге» [1, с. <...> Жанр же обозначается в подзаголовках,
как правило, в тех случаях, когда, как пишет Е. С. Кривушина, «автор
находит заглавие не самодостаточным для выражения жанровой структуры
произведения, указание на которую для него принципиально» [3, с. <...> , фантазия – это, во-первых, «воображение,
изобретательная сила ума; творческая сила художника, самобытная сила созидания»
[4, с. <...> Бертран в подзаголовке «Гаспара из
тьмы», кроме Калло, ссылается на Рембранта («Гаспар из тьмы. <...> В русской литературе эпохи романтизма произведения с заглавием и
подзаголовком «Фантазия» распространились прежде всего в лирике, в которой
данные элементы заголовочного комплекса соотносили произведение с
музыкой. <...> Это, впрочем, характерно и для поэзии более поздних периодов
(например, Фета, Бальмонта), что свидетельствует об усвоении романтической
традиции. <...> «Не наяву и не во сне» (1832), например,
связь с музыкальным искусством обозначена, во-первых, через эпиграф «And
song that said a thousand things» [8, с. <...> Здесь же отметим, что если литература стремилась к музыкальности, то музыка апеллировала
к литературе. <...> Она поддерживается и в следующих строках, где организующим
началом становятся <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: