Современная философия сознания, природа субъективности и феномен смысла
В статье анализируются современные стратегии исследования субъективности, природы сознания и смысла. Особое внимание уделяется полемике между концепциями, редуцирующими субъективное качество психики, и концепциями, отстаивающими качественное своеобразие сознания, нередуцируемость субъективной онтологии.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Ю. В. Маслянка
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ, ПРИРОДА
СУБЪЕКТИВНОСТИ И ФЕНОМЕН СМЫСЛА
Аннотация. <...> Особое внимание уделяется полемике
между концепциями, редуцирующими субъективное качество психики,
и концепциями, отстаивающими качественное своеобразие сознания, нередуцируемость
субъективной онтологии. <...> Весьма симптоматична, показательна в контексте столкновения феноменолого-постмодернистской
и объективистской смысловых парадигм [1] та
ситуация, которая складывается сегодня в области исследований сознания
(атаки на «бастион сознания» в англоязычной философии). <...> Современная англоязычная философия
сознания представляет собой довольно пестрое и на первый взгляд неупорядоченное
собрание школ, течений и отдельных концепций. <...> Прогрессивная тенденция связана, с нашей точки зрения, с общей стратегией
философского объективизма, или материализма. <...> Речь здесь идет не
столько о тех школах и течениях англоязычной философии (теория тождества,
методологический и логический бихевиоризм, элиминативный материализм,
различные формы функционализма), имея в виду которые «натурализм»
и «реализм» называют «семейными» чертами англоязычной, прежде
всего американской, философии, сколько о новейших концепциях неодуализма
и эмерджентизма, авторы которых все чаще подчеркивают, что сознание
– это естественное свойство, проявление нейрофизиологической организации
мозга. <...> Экклса – рассматривается большинством современных авторов
вскользь, как давно дискредитировавшая себя концепция, а первые варианты
эмерджентной теории, где сознание трактуется как проявление Theos или
Mind, и вовсе не упоминаются. <...> Серл, один из крупнейших сторонников
эмерджентной теории, которого, впрочем, как и Т. <...> Вот это решение:
ментальные феномены причинно обусловлены нейрофизиологическими
процессами в мозге и сами являются свойствами мозга» [3, с. <...> Этот же
смысл вложен в другое, метафорическое, высказывание Серла, всеми силами
стремящегося <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: