Ответ свободных дворян Екатерине II в жанрах дружеского послания и сказочной поэмы конца XVIII - первой четверти XIX вв.
В статье рассматриваются механизмы влияния на литературный процесс конца XVIII - первой четверти XIX вв. просветительской политики Екатерины II, реализуемой ею литературными средствами. Так, манифест об освобождении дворян, идеологически содержащийся в "Сказке о царевиче Хлоре", был наглядно прочитан Г. Р. Державиным в "Фелице" и осмыслен последующими авторами в жанре дружеского послания и жанре сказочной поэмы "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Т. И. Акимова
«ОТВЕТ» СВОБОДНЫХ ДВОРЯН ЕКАТЕРИНЕ II В ЖАНРАХ
ДРУЖЕСКОГО ПОСЛАНИЯ И СКАЗОЧНОЙ ПОЭМЫ
КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX вв. <...> В статье рассматриваются механизмы влияния на литературный
процесс конца XVIII – первой четверти XIX вв. просветительской политики
Екатерины II, реализуемой ею литературными средствами. <...> Так, манифест об
освобождении дворян, идеологически содержащийся в «Сказке о царевиче
Хлоре», был наглядно прочитан Г. Р. Державиным в «Фелице» и осмыслен последующими
авторами в жанре дружеского послания и жанре сказочной поэмы
«Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. <...> Ключевые слова: просветительство Екатерины II, статус свободных дворян,
жанр дружеского послания, жанр волшебно-сказочной поэмы, авторское самосознание,
идеология просвещенного абсолютизма, жанр сказки, литературный
процесс. <...> Сказки Екатерины II – «Сказка о царевиче Хлоре» (1781) и «Сказка о
царевиче Февее» (1782) – адресовались не только внукам – великим князьям
Александру и Константину, – но и российским дворянам в качестве практического
пособия по реализации идеологии просвещенного абсолютизма. <...> 1) пути к достижению счастья, заключающегося в любви и духовном
самосовершенствовании – двух ипостасей свободной жизни дворян. <...> Так,
в «Сказке о царевиче Хлоре» герой отправляется за волшебным талисманом
мудрости – «розой без шипов, которая не колется» [1, с. <...> 2) свободному выбору в отношении своего дворянского статуса (на каком
пути духовного самосовершенствования остановиться: праздной молодежи,
Лентяги-Мурзы или Брюзги, ученых людей или философа на троне). <...> Как известно, Фелица-Екатерина предупреждает Хлора: «...встретишься с
людьми приятного обхождения, кои стараться будут тебя уговорить идти с
78
1 (17), 2011
Гуманитарные науки. <...> Как мы помним,
Фелица – волшебница, но не свободная от моральных законов и норм: будучи
замужем за Брюзгой, она не может открыто помогать герою, так же как не
может изменить человеческую природу, склонную к развлечениям <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: