К сожалению, а, возможно, и к счастью, сборник эссе Сьюзен Сонтаг оказался в распоряжении российского читателя существенно позже, чем переведенные ранее, но написанные автором позднее книги — «О фотографии» (М., 2013), «Смотрим на чужие страдания» (М., 2014) и др. К сожалению — потому что своевременность прочтения позволяет отслеживать референциальность упоминаемых событий и текстов, помогая читателю оценивать совпадение или рассогласование своей и авторской «оптик» восприятия реалий и вариантов их лингвистической фиксации. К счастью — потому что обратная хронология, как правило, лучше фиксирует особенности становления автора: в более поздних работах Сонтаг ощутимо снизила эмоциональный и личностный накал высказываний (оставшись верна жесткому стилю прямолинейных оценок), что свойственно зрелому возрасту, независимо от профессиональных пристрастий и социальных достижений человека, при условии что он интеллектуально развит и не следует слепо неким идеологическим клише.