Страдание и его роль в культуре
Страдание как объект научного познания, основные функции страдания в культуре.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
и его роль в культуре
88 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТ И Ю.М. Антонян,
Источники страданий гораздо чаще,
Институт гуманитарного
образования
Страдание, как ни парадоксально,
привлекает к себе
несравненно больше внимания,
чем его противоположности
– радость и счастье. <...> Долго страдать исключительно
трудно; во-вторых, страдание
всячески поощряется религией
– здесь я главным образом
имею в виду западную
цивилизацию, вскормленную
христианством, которое
создало его культ. <...> Тем более что он
приходит к выводу о причинах страданий
не путем хладнокровных и
рациональных размышлений, а эмоциональным
путем. <...> Так объясняется то, что идея страдания
со Христом либо переходит у него
в идею соумирания с ним, либо чаще
всего просто вытесняется последней. <...> Подобные
чувства тогда проповедовал
не только Павел: в первом послании
апостола Петра изложена идея преемственности
страдания наряду с идеей
общего страдания, что, по-видимому,
должно было укреплять представления
об искупительной смерти Мессии. <...> Однако для верующего таких
сомнений быть не должно, для него
вполне зрима и жертва Христа, и разделение
его страданий. <...> Такой его личный опыт не мог не отразиться
на его особом отношении
к страданию, на его ощущении того,
что он их претерпел во имя Христа. <...> Человеку очень трудно смириться
и принять несправедливое и бессмысленное
страдание. <...> Поэтому люди
возмущаются против страданий, не
могут понять и принять, почему именно
на их долю выпали мучительные
болезни, нужда и другие социальные
несправедливости, неудачи, измены,
непризнание. <...> Так бывает с самыми опасными преступниками,
неоднократно обагрявшими
свои руки кровью несчастных
жертв, даже детей. <...> Но преступники, которых я имею
в виду, слишком детерминированы
своим прошлым, зажаты в тиски своей
жизнью, своими представлениями
о ней и ее бесперспективностью в бесконечных
тюремных годах. <...> На долгие столетия это
стало практикой христианства: в исповедании
самой веры и отношении
к жизни <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: