«На перекрестке» публицистики и поэтической традиции. К прочтению «Памятника» В. Ходасевича
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Язык современной поэзии
Павел УСПЕНСКИЙ
«НА ПЕРЕКРЕСТКЕ» ПУБЛИЦИСТИКИ
И ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
К прочтению «Памятника» В. Ходасевича <...> Но все ж я прочное звено:
Мне это счастие дано. <...> В России новой, но великой,
Поставят идол мой двуликий
На перекрестке двух дорог,
Где время, ветер и песок... <...> : «Вла
дислав Ходасевич принадлежит к тем русским поэтам, ко
215
торые написали свой “Памятник”. <...> Восьмистишие с этим
заглавием датируется 1928 годом, и хотя автору предстоя
ло жить еще одиннадцать лет, стихов он в это последнее де
сятилетие уже почти не писал, так что и в самом деле “Па
мятником” поэт сознательно и ответственно завершал свой
путь. <...> Ходасевич знал за собой
это право, но памятник он себе поставил мало похожий на
классический державинскопушкинский образец. <...> В этом
торжественном жанре он вывел себе неожиданно скром
ный итог; он отказался от громкого тона и пафоса и оста
вил нам выверенную, сдержанную и трезвую формулу сво
ей роли и места в поэтической истории <...> <...> Счастие и
гордое и скромное — быть, послужить, остаться прочным
звеном. <...> Словно бы прямо текстом стихотворения нам
задается вопрос, и касается он самой сути поэзии Ходасе
вича и судьбы поэта»2
. Далее следует очерк жизни и твор
чества Ходасевича, и специально к разбору «Памятника»
исследователь не возвращается. <...> необходимо отме
тить, что эти стихи написаны спустя несколько месяцев
после выхода в свет итогового «Собрания стихотворений»,
появившегося осенью 1927 года. <...> :
«Это итоговое стихотворение Х. полемично по отноше
нию к горацианскодержавинскопушкинской традиции. <...> ). Единственный отклик
на пушкинский “Памятник” — В России новой, но великой
(...по всей Руси великой) Поставят идол мой двуликий —
может быть связано с Недаром лик сей двуязычен (П.) <...> 5
Однако это стихотворение, включая концовку (“На пе
рекрестке двух дорог, Где время, ветер и песок...”), находит
неожиданную параллель у Сологуба: “Но зачем Кумир <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: