Воображение и мышление в Средние века. (Пер. с англ. Л. Егоровой и В. Панкова)
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
К. С. ЛЬЮИС
ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ
В СРЕДНИЕ ВЕКА1
1
Некоторыми своими заблуждениями человек Средне
вековья был сродни дикарям более поздних времен, и не
которые из его верований могли бы сподвигнуть антропо
логов опятьтаки провести параллели с дикарями. <...> Но
было бы ошибочным на основе этого делать вывод о том,
что средневековый человек во всем походил на дикаря. <...> Суть в том, что, к лучшему это или к худ
Две лекции были специально подготовлены Льюисом в 1956 го
ду для сотрудников зоологической лаборатории в Кембридже (про
читаны 17 и 18 июля) с целью дать представление о том, как человек
Средневековья видел и понимал вселенную. <...> Мы же идем по ложному следу, пыта
ясь отыскать непосредственный источник пусть даже са
мых причудливых средневековых воззрений в так назы
ваемом дологическом мышлении. <...> В английской поэме «Брут», датируе
мой XII веком, мы читаем следующее: «В воздухе обитают
разнообразные существа, которым суждено там оставаться
до Судного дня. <...> Итак, если
рассматривать этот отрывок сам по себе, можно с уверенно
стью предположить, что разум поэта работал в точности как
разум дикаря, а его вера в бесплотных духов подобно дикой
траве уходила корнями в невозделанную почву племенной
культуры. <...> На самом же деле, как нам известно, поэт поза
имствовал все это из написанной на латыни книги Гальф
рида Монмутского «История королей Британии», а Гальф
рид почерпнул это из датируемого II веком диалога Апулея
«О божестве Сократа», воспроизводящего, в свою очередь,
пневматологию Платона. <...> Вернитесь еще на несколько ве
ков назад, и наконец вы придете к тому, что пневматология
восходит к культуре, действительно близкой к дикости и,
вероятно, к дологическому мышлению. <...> Но все это так же
отдалено от средневекового английского поэта, как и от нас. <...> Он пишет о бесплотных духах не потому, что их породило
его поэтическое воображение, и не потому, что такова не
произвольная реакция <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: