Сценарная полифония в романах Достоевского
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
История русской литературы
Синтез искусств
Феликс МАКАРИЧЕВ
СЦЕНАРНАЯ ПОЛИФОНИЯ В РОМАНАХ
ДОСТОЕВСКОГО
Говоря о полифонии романа Достоевского, мы при
выкли связывать это понятие с полифонией голосов и
сознаний героев. <...> Между тем такое привычное определе
ние полифонии может не удовлетворять именно в силу
своей специфической узости. <...> Оно практически полно
стью игнорирует пластический элемент, который, явля
ясь неотъемлемым элементом поэтики Достоевского,
имеет и самостоятельную ценность. <...> Но особенности этой сцены таковы, что
спектакль Смердякова находится как бы внутри другой
постановки — Федора Павловича, который, почуяв ре
жиссераконкурента, гонит его «за кулисы» — в лакей
скую. <...> Вспоминается гневная сентенция Федора Павлови
ча, адресованная по преимуществу Смердякову: «А
убирайтесь вы, иезуиты, вон <...> <...> Или, к примеру, сцена встречи Катерины Ивановны и
Грушеньки, в которой каждая пытается разыграть свой сце
нарий. <...> Многие исследователи обращали внимание на особое
место театральности в поэтике Достоевского1
. Но, пожа
луй, никто не усматривал сценарной полифонии в рома
нах писателя. <...> Приведу наиболее яр
кие примеры: Варвара Петровна Ставрогина, которая со
чиняет все, «даже костюм» Степану Трофимовичу; Петр
Верховенский, заботящийся не только о собственном
«реквизите», но то и дело «сочиняющий себе лицо» и
«выдумывающий» лица другим; Фома Фомич, который
буквально тиранит своими сценариями семейство Роста
нева; Мармеладов, умудрившийся вписать монологи са
мого Господа Бога в собственный сценарий о Страшном
суде; Порфирий Петрович, который буквально «забрасы
вает» сценариями исхода Раскольникова. <...> Ставрогин пытается выстроить сцену по законам сво
его театра. <...> Причем законы этого театра сказываются не
только в слове, но и в пластике, жесте, интонации, мими
ке, столь выразительно сопровождающих высказывание
героя. <...> Но вдруг, по какимто причинам, рампа, отделяю <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: