РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2009/№ 6/

«Росмерсхольм» как явление «христианского театра». Актриса И.Аполлонская-Стравинская и ее книга о драме Ибсена

.

Авторы
Тэги
.
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Воспоминания Сообщения Публикации Андрей ДМИТРИЕВ «РОСМЕРСХОЛЬМ» КАК ЯВЛЕНИЕ «ХРИСТИАНСКОГО ТЕАТРА» Актриса И. Аполлонская <...> В 1910 году, в период, пожалуй, наибольшего увлече ния в России творчеством знаменитого норвежского дра матурга, в Петербурге увидела свет обстоятельная книга «Театр Ибсена. <...> Имя ее автора мало что говорило читающей публике, следившей за новинка ми искусствоведческой литературы, но весьма много — театралам, потому что на титульном листе значилась фа милия одной из ведущих актрис Александринки Инны (в крещении Нина) Александровны АполлонскойСтравин ской (1875 или 1876—1970). <...> Через 4 года она выпустила еще одну книгу — под знаковым названием «Христиан ский театр»; ее перу принадлежит и несколько статей, опубликованных в различных сборниках начала 1920х годов. <...> Здесь она выступает не только как теоретик театра, дающий эстетическую оценку его явлениям, но и в каче 404 стве религиозного философа, интерпретирующего совре менную ей драматургию (прежде всего пьесы Ибсена и Леонида Андреева) в духе модного тогда «богоискатель ства» и идей христианизации жизни, то есть осуществле ния христианства в полноте человеческого бытия. <...> Однако ей не нашлось места в многотомной «Теат ральной энциклопедии», да и по сей день ее имя, как пра вило, лишь упоминается, и то изредка, в общих работах о русском театре рубежа веков1 . Есть в энциклопедии крат кая справка о ее муже — Романе Борисовиче Аполлонском (1865—1928), который не менее двух десятков лет был бес сменным «первым любовником» во всех постановках Александринки, а после Октябрьского переворота почти четыре года заведовал художественной частью театра, был членом Директории и управляющим. <...> Когда Аполлонский в зрелые годы распрощался со своим амплуа красавцалю бовника и перешел на характерные роли, он — не без влия ния супруги — отдавал предпочтение постановкам ибсе новских пьес и был, как и она, пропагандистом <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: