ГИТАРА И СКРИПКА: ФАКТУРНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗВУКОВОЙ БАЛАНС В АНСАМБЛЕ
Камерный ансамбль — пожалуй, единственная сфера, обеспечиваю-
щая практическую связь гитарного исполнительства как со школой игры на
других «академических» инструментах, так и с традицией камерного музи-
цирования в целом. Изучение и практическое освоение музыкально-выра-
зительных возможностей гитары именно в камерном ансамбле позволяет
значительно глубже выявить самобытную природу инструмента, которая со
всей очевидностью проявляется в непосредственном взаимодействии с дру-
гими инструментами.
В данной статье освещаются ключевые аспекты исполнительства
в одном из самых распространенных камерных составов с участием гита-
ры — дуэта гитары и скрипки. На примерах из ярких концертных произве-
дений различных эпох и стилей рассмотрены вопросы выстраивания дина-
мического баланса, особенности фактурных функций и варианты их взаимо-
действия.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
The theatre of mixed-means: an
introduction
to
happenings,
kinetic
Петропавловский А. А., 2015
ГИТАРА И СКРИПКА: ФАКТУРНЫЕ ФУНКЦИИ
И ЗВУКОВОЙ БАЛАНС В АНСАМБЛЕ
Камерный ансамбль — пожалуй, единственная сфера, обеспечивающая
практическую связь гитарного исполнительства как со школой игры на
других «академических» инструментах, так и с традицией камерного музицирования
в целом. <...> В данной статье освещаются ключевые аспекты исполнительства
в одном из самых распространенных камерных составов с участием гитары
— дуэта гитары и скрипки. <...> На примерах из ярких концертных произведений
различных эпох и стилей рассмотрены вопросы выстраивания динамического
баланса, особенности фактурных функций и варианты их взаимодействия. <...> Ключевые
слова: камерный ансамбль, гитара, скрипка, фактура, звуковой
баланс
Рассматриваемый ансамбль является одним
из наиболее распространённых камерных
составов с гитарой — во многом потому, что музыкальный
материал и способ его изложения в
дуэте гитара-скрипка в полной мере соответствует
природным качествам инструментов: во-первых,
в силу органичного соединения тесситуры
скрипки со звуковысотным диапазоном гитары;
во-вторых, за счёт естественного сочетания функций,
так как широкие мелодические возможности
скрипки естественно дополняются фактурно-гармоническими
возможностями гитары. <...> Динамическое равновесие общего звучания
ансамбля требует от гитариста большего,
чем при сольном исполнении, внимания к
линии баса. <...> Паганини,
несмотря на общий нюанс piano, линия
баса исполняется в нюансе, близком mezzo
forte:
environ
2 (36) 2015
ments, and other mixed-means presentations. <...> 62
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пример 1
2 (36) 2015
Этим уравновешивается общее звучание
ансамбля; облегчается выстраивание баланса
между линией баса и средними голосами гитарной
партии — в результате аккомпанемент
приобретает рельефность и ритмическую упругость. <...> Общее звуковое пространство приобретает
естественность, без нарочитого <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: