О РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗЫН КӨЙ ТАТАР-МИШАРЕЙ
В статье осуществляется типологизация ритмического строя татар-
ско-мишарской озын көй. Доказывая ее квантитативную специфику, автор
выявляет устойчивые долготные клише разного уровня — стопные и строч-
ные, характерные для напевов данного жанра.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Смирнова Е. М., 2015
О РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗЫН КӨЙ ТАТАР-МИШАРЕЙ
В статье осуществляется типологизация ритмического строя татарско-мишарской
озын көй. <...> Доказывая ее квантитативную специфику, автор
выявляет устойчивые долготные клише разного уровня — стопные и строчные,
характерные для напевов данного жанра. <...> Ключевые слова: татарский фольклор, народная песня, ритм, квантитативность
Озын
көй (многослоговая лирическая песня)
— уникальное явление татарского народно-песенного
творчества. <...> Сложность и изысканность
мелодического рисунка, богатство и прихотливость
распевов — все это выделяет озын
көй среди других жанров татарской народной
музыки, обуславливая к ней особый интерес исследователей. <...> Единственными признаками,
единодушно выделяемыми исследователями и
квалифицируемыми как определяющие специфику
жанра, являются широта мелодического
дыхания, орнаментальная импровизационность
и ритмическая свобода мелодики. <...> 150],
«разнообразие структур и большая свобода метроритма
... с точки зрения соотношения длительностей
отдельных слогов текста не дающая
материала для выявления какого-то одного признака
распева текста ... действующего хотя бы в
рамках данного произведения» [1, с. <...> Сходным
образом определяется и своеобразие озын
көй татар-мишарей: считается, что ее интонационное
строение отличает «удивительное своеобразие
и богатство» [9, с. <...> 61], что ее «важной стилистической
особенностью ... естественно, является распев»
[7, с. <...> 91], зоны которого (и в этом видится своеобразие
мишарской традиции) «чередуются с декламационным
изложением» [9, с. <...> В обозначенный
комплекс признаков несколько не вписывается
положение о том, что мелодическая продленность
слогов в мишарских песнях «обычно не
выходит за пределы длительности слогонот» и не
нарушает их однообразной равнодлительности
[7, с. <...> Анализируя ситуацию, сложившуюся в
этномузыкознании в связи с озын көй, следует
заметить, что термины «импровизационность <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: