МОРФОЛОГИЯ И КАУЗАЛЬНОСТЬ
В статье морфология анализируется как базовая исследовательская
программа общей эволюционной теории, представляющая собой основной подход
к объяснению появления любых упорядоченных структур и их трансформации,
вне зависимости от того, существуют ли они сегодня или исчезли в ходе
истории. Подробно рассматриваются ключевые морфологические концепты,
позволяющие проводить углубленный анализ многоуровневой каузальности
и эффектов взаимодействия разноскоростных “ритмов развития” на разных
уровнях биологической, социальной и культурной реальности. В частности,
раскрываются содержание понятий гомологии, гомономии, гомодинамии,
аналогии, “морфологической архитектуры” и других и их объяснительные
возможности применительно к биотическим, культурным, институциональным
эволюционным процессам. В последних случаях автор также рассматривает
объяснительный потенциал понятия “мемов”, или “мемплексов”, выступающих
в качестве “культурных форм” (“культурно закодированных образцов”), вокруг
которых и посредством которых происходят “построение реальности”, сохранение
социальных и культурных структур, их воспроизводство и передача от поколения
к поколению с разной степенью вариативности и изменения. Исследование
культурной традиции или “практического меметического воспроизводства”, по
мнению автора, может осуществляться методом расчета вероятности по трем
основным критериям: положению структуры во вновь образовавшейся структуре,
наличию особого качества и существованию переходных форм. Для изучения
(эволюционной) морфологической динамики ключевым понятием является
“асимметрия морфологической архитектуры” любой сложной культурной
структуры, позволяющая рассматривать характер и возможную направленность ее
эволюционных изменений. Особое внимание автор также обращает на значение
для морфологического анализа учения о четырех видах причинности Аристотеля.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Подробно рассматриваются ключевые морфологические концепты,
позволяющие проводить углубленный анализ многоуровневой каузальности
и эффектов взаимодействия разноскоростных “ритмов развития” на разных
уровнях биологической, социальной и культурной реальности. <...> В частности,
раскрываются содержание понятий гомологии, гомономии, гомодинамии,
аналогии, “морфологической архитектуры” и других и их объяснительные
возможности применительно к биотическим, культурным, институциональным
эволюционным процессам. <...> В последних случаях автор также рассматривает
объяснительный потенциал понятия “мемов”, или “мемплексов”, выступающих
в качестве “культурных форм” (“культурно закодированных образцов”), вокруг
которых и посредством которых происходят “построение реальности”, сохранение
социальных и культурных структур, их воспроизводство и передача от поколения
к поколению с разной степенью вариативности и изменения. <...> Исследование
культурной традиции или “практического меметического воспроизводства”, по
мнению автора, может осуществляться методом расчета вероятности по трем
основным критериям: положению структуры во вновь образовавшейся структуре,
наличию особого качества и существованию переходных форм. <...> Возможно, это одна из причин того, что в Китае, который в техническом
развитии многие века опережал другие страны, не появилось современное
естествознание как наука. <...> Под разными названиями морфологическое познание присутствует в исследованиях
по истории искусства, языков, идей, (правовых) институтов и в изу1
Морфология: от греч. morphe – “образ” или “форма” и logia – “наука о чем-либо”, как, например,
геология или биология [Patzelt 2007; 2010]. <...> Вокруг этих “культурных форм” (называемых в теории эволюции “мемами”
и “мемплексами”2
[Patzelt 2007a]) построение реальности происходит “здесь
и сейчас”, в процессе чего культурные и социальные структуры сохраняются,
воспроизводятся и передаются от поколения <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: