ФОНЕТИКА В СИСТЕМЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ: ЛУЧАНО БЕРИО
Фактор фонетики, прежде всего мельчайшие частицы слова, которые
существуют на границе вербально-смыслового и музыкально-экспрессивного
рядов, входит в поле композиционных элементов музыки ХХ века. Итальянский
композитор Лучано Берио стал одним из пионеров понимания фонетики как но-
вой тембровой краски и последовательно осуществлял ее применение в своих
произведениях. В статье разбираются два опуса Берио: ранняя электроакусти-
ческая пьеса «Тема: приношение Джойсу» и «Секвенция для женского голоса».
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
3 [37] 2015
Цареградская Т. В., 2015
УДК 784
ФОНЕТИКА В СИСТЕМЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СРЕДСТВ
ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ: ЛУЧАНО БЕРИО
Фактор фонетики, прежде всего мельчайшие частицы слова, которые
существуют на границе вербально-смыслового и музыкально-экспрессивного
рядов, входит в поле композиционных элементов музыки ХХ века. <...> Итальянский
композитор Лучано Берио стал одним из пионеров понимания фонетики как новой
тембровой краски и последовательно осуществлял ее применение в своих
произведениях. <...> В статье разбираются два опуса Берио: ранняя электроакустическая
пьеса «Тема: приношение Джойсу» и «Секвенция для женского голоса». <...> Ключевые слова: фонетика как новый источник тембра, музыкальная
композиция, Лучано Берио
Нет сомнений, что фонетика всегда играла
большую роль в текстомузыкальной композиции. <...> Однако в музыке ХХ века были открыты
новые возможности работы с фоническими
единицами слова. <...> Расчленение слова на отдельные фонемы
как специальный прием музыкальной композиции
приобрело для ряда композиторов особое значение. <...> Лучано Берио известен своими произведениями,
где текст расчленен на фонемы, которые
имеют особую организацию. <...> Свой интерес он сам
прослеживал от Sprechgesanga Шенберга, открывшего
новое измерение вокальной экспрессии, и от
Вареза, который настойчиво искал возможность
изобретения новых звуков через электронный
медиум. <...> Фонемы представляли собой для Берио
новый звуковой материал для достижения, по его
собственным словам, «объективной физической
реальности» звука. <...> Эта потребность сосуществовала
с анализом текстов Джеймса Джойса, которые Берио
выполнял с Умберто Эко. <...> Погружаясь в звуковой
мир Джойса с его уникальными языковыми
структурами, Берио предпринял попытку организовать
эти структуры по критериям, им самим
созданным. <...> Это случилось впервые в произведении
Thema (Ommagio a Joyce) (1958–1959), представляющем
электроакустическую реализацию
чтения Кэти Берберян текста Джойса. <...> Книга Эко «Поэтики
Джойса <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: