РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия/2015/№ 5/
В наличии за
60 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

ОНТОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ**

Статья обращается к феномену французского Просвещения как к ключевому моменту в истории современной западной цивилизации. Автор всесторонне рассматривает тезис о том, что основным содержанием Просвещения является вопрошание о собственной современности. Предлагается общая характеристика и типология этого самовопрошания, оказывающегося, по мысли автора, проблематизацией собственного положения в историческом процессе. Непосредственная связь идеологии Просвещения с историзмом, рассматриваемая в этом свете, позволяет говорить о некоем онтологическом проекте, лежащем в основании европейского модерна. Статья описывает прагматику этого проекта и предлагает опыт его морфологического анализа.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
А.В. Дьяков* ОНТОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ** Статья обращается к феномену французского Просвещения как к ключевому моменту в истории современной западной цивилизации. <...> Автор всесторонне рассматривает тезис о том, что основным содержанием Просвещения является вопрошание о собственной современности. <...> Предлагается общая характеристика и типология этого самовопрошания, оказывающегося, по мысли автора, проблематизацией собственного положения в историческом процессе. <...> Непосредственная связь идеологии Просвещения с историзмом, рассматриваемая в этом свете, позволяет говорить о некоем онтологическом проекте, лежащем в основании европейского модерна. <...> Статья описывает прагматику этого проекта и предлагает опыт его морфологического анализа. <...> В 1784 г. Иммануил Кант заявил, что «Просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия» [И. Кант <...> Философия всегда искала основание для собственного дискурса, но Фуко, как нам представляется, прав в том отношении, что именно в эпоху Просвещения, изнутри Просвещения и от его имени философия впервые смогла отчетливо сформулировать этот вопрос. <...> В этот момент философия делает возможной онтологию собственного дискурса. <...> Конечно, вопрошание о собственной современностивопрошание о том, что это за время, которое мыслящий субъект может назвать своим, — приобретает систематический характер лишь post factum, т.е. когда точка, в которой это вопрошание было возможно, уже пройдена. <...> Само же Просвещение лишь изредка нащупывает это вопрошание, вписывая его между строк, в изящных афоризмах, которые так любила эта эпоха, или выкрикивая его в полемическом задоре. <...> Философия (понятие это было предельно широким и охватывало чуть ли не всю область научного, а заодно, кстати, и магического, знания) возжелала стать царицей наук и повелительницей человеческого разума. <...> Так что можно сказать, что началась эпоха Просвещения не в этом столетии <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: