ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СОЗНАНИЯ: ПРЕОДОЛЕНИЕ АНТИТЕЗЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Применение методов аналитической философии и феноменологии позволяет уточнять соотношение субъективного и объективного в онтологическом статусе сознания. Однако процесс такого уточнения не может быть завершен и приводит к бесконечному регрессу на пути совершенствования понятий и интерпретации соответствующих им феноменов. Это связано с тем, что феноменология есть в основном взгляд «от первого лица», тогда как аналитическая философия — взгляд «от третьего лица». Это противоречие может быть снято только путем синтеза.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
А.В. Сафронов*
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СОЗНАНИЯ:
ПРЕОДОЛЕНИЕ АНТИТЕЗЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Применение методов аналитической философии и феноменологии
позволяет уточнять соотношение субъективного и объективного в онтологическом
статусе сознания. <...> Однако процесс такого уточнения не может
быть завершен и приводит к бесконечному регрессу на пути совершенствования
понятий и интерпретации соответствующих им феноменов. <...> Феноменология и аналитическая философия — два наиболее
влиятельных в наше время направления в философии, в частности
в философии сознания. <...> Осуществлялись различные попытки объединения
двух методов, двух способов философствования, но они,
тем не менее, функционируют как самостоятельные и самодостаточные
подходы и школы. <...> Однако существует точка зрения, что
как в свое время рационализм и эмпиризм нуждались в синтезе,
осуществленном Кантом, так и эти два философских течения тесно
взаимосвязаны, составляют антитезу и каждое из них на определенном
этапе обнаруживает черты другого, нуждается в другом. <...> Комментируя Брентано и его критиков, Барток пишет:
«Я подчеркиваю, в противоположность аналитическим читателям
Брентано, дескриптивную психологическую природу его тезиса об
интенциональности, замечая в то же время, вопреки его феноменологическим
читателям, существенную роль, которую играют в его
психологии не-феноменологические императивы. <...> Из этих замечаний
следует, что как стандартное возражение аналитиков в адрес
Брентано, что он не поднимается до адекватной теории или анализа
интенциональности, так и стандартное возражение феноменологов,
что это испорчено не-феноменологическими влияниями,
оба не попадают в цель» [Ph. <...> Показательно, что оба философских течения находят пересечение
именно у Брентано, основной областью научных интересов
которого была психология, а объектом изучения — сознание. <...> Эти представители аналитической философии, к коей они сами <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: