О (НЕ)ВОЗМОЖНОСТИ САМОУБИЙСТВА В ФИЛОСОФИИ XIX И XX ВЕКОВ*
Статья деконструирует аргументы новоевропейских философов против самоубийства. Показано, как ключевые концепты Гегеля, Шопенгауэра и Кьеркегора опосредуются темой (не)возможности добровольной смерти, и выявлена их основа – новоевропейская метафизика субъективности. Рассмотрены продолжение метафизики субъективности в католической теологии XX века на примере Ж.-Л. Мариона и выход к иному пониманию самоубийства в философии Витгенштейна и свидетельстве П. Леви. Гегель определяет субъективность как нечто негативное, возникающее в результате отрицания налично-данного и являющееся результатом такого отрицания. Осознание субъектом негативности и решимость принять смертность – скрытый двигатель истории человеческого общества. Отсюда аргумент Гегеля против самоубийства будет таким: самоубийство невозможно, раз отрицает силу негативного, которая произвела субъект, а значит, отрицает то, благодаря чему отрицание стало возможным. Данный парадокс невозможности самоубийства встречается в других контекстах у Шопенгауэра и Кьеркегора. Вместо бессмысленного отрицания силы негативности якобы необходимо разрешить ее в гражданство, государство и признание (Гегель), отказ от воли (Шопенгауэр) или предстояние перед Богом (Кьеркегор). Самоубийство же – своего рода бесплодное приложение негативности. За запрет на добровольную смерть отвечает логика новоевропейской субъективности, которая определяет и вышеперечисленные философские концепты. XX век предлагает иную оптику. Самоубийство через обращение к недоступному радикальному опыту Другого мыслимо вне рамок новоевропейского субъекта.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
О (не)возможности самоубийства в философии
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 1 (091)
О (НЕ)ВОЗМОЖНОСТИ САМОУБИЙСТВА
В ФИЛОСОФИИ XIX И XX ВЕКОВ* <...> К.А. Родин
Томский государственный
университет
rodin.kir@gmail.com
Статья деконструирует аргументы новоевропейских философов против самоубийства. <...> Показано,
как ключевые концепты Гегеля, Шопенгауэра и Кьеркегора опосредуются темой (не)возможности
добровольной смерти, и выявлена их основа – новоевропейская метафизика субъективности. <...> Рассмотрены продолжение метафизики субъективности в католической теологии XX века на примере
Ж.-Л. <...> Мариона и выход к иному пониманию самоубийства в философии Витгенштейна и
свидетельстве П. <...> Осознание субъектом негативности
и решимость принять смертность – скрытый двигатель истории человеческого общества. <...> Отсюда
аргумент Гегеля против самоубийства будет таким: самоубийство невозможно, раз отрицает
силу негативного, которая произвела субъект, а значит, отрицает то, благодаря чему отрицание стало
возможным. <...> Данный парадокс невозможности самоубийства встречается в других контекстах у
Шопенгауэра и Кьеркегора. <...> Вместо бессмысленного отрицания силы негативности якобы необходимо
разрешить ее в гражданство, государство и признание (Гегель), отказ от воли (Шопенгауэр)
или предстояние перед Богом (Кьеркегор). <...> Самоубийство же – своего рода бесплодное приложение
негативности. <...> За запрет на добровольную смерть отвечает логика новоевропейской субъективности,
которая определяет и вышеперечисленные философские концепты. <...> Самоубийство через обращение к недоступному радикальному опыту Другого мыслимо
вне рамок новоевропейского субъекта. <...> Смерть, страдание, вина, ненависть,
радость, пребывание-в-любви – предельные
черты человеческого опыта – составляют
проклятие, мрачную власть субъективности,
удерживающую нас на границе сознания,
памяти и истории. <...> Дискурсы, вращающиеся вокруг общей
логики, но обусловленные историческим
или авторским контекстом (соответственно <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: