О СПЕЦИФИКЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (КРУЖКОВ)
В статье на трех примерах – Сократа, Марсилио Фичино и Станкевича – анализируются черты того, что можно назвать свободным интеллектуальным объединением, кружком. Выделяются такие условия формирования подобных групп, как традиция, осознанная или неосознанная необходимость переосмысления этой традиции (которая постепенно складывается в осознанную рефлексию), харизматический лидер, который умеет общаться с очень разными людьми, и, наконец, свобода общения. Кроме того, в подобном объединении важен баланс горизонтальных (дружеских) и вертикальных (учитель – ученик) отношений. Содержательно подобное общение, являясь рефлексией в отношении традиции (обыденности), обязательно содержит в себе конфликт. Способ вопрошания Сократа (маевтика) переворачивает все обыденные представления. Фичино, увлеченный Платоном, преодолевает влияние Аристотеля. Глубокие занятия немецкой философией, литературой и музыкой в России 30-х гг. противостоят официальной культуре. То есть лидером задается либо новая важная тема, либо определенный подход. В то же время любая формализация таких отношений ведет к распаду кружка.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
КУЛЬТУРА ТВОРЧЕСТВА
УДК 304.444
О СПЕЦИФИКЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ (КРУЖКОВ) <...> О.А. Донских
Новосибирский государственный
университет экономики и управления
olegdonskikh@yandex.ru
В статье на трех примерах – Сократа, Марсилио Фичино и Станкевича – анализируются черты
того, что можно назвать свободным интеллектуальным объединением, кружком. <...> Выделяются такие
условия формирования подобных групп, как традиция, осознанная или неосознанная необходимость
переосмысления этой традиции (которая постепенно складывается в осознанную рефлексию),
харизматический лидер, который умеет общаться с очень разными людьми, и, наконец, свобода
общения. <...> Содержательно подобное общение, являясь рефлексией
в отношении традиции (обыденности), обязательно содержит в себе конфликт. <...> Способ вопрошания
Сократа (маевтика) переворачивает все обыденные представления. <...> Глубокие занятия немецкой философией, литературой
и музыкой в России 30-х гг. противостоят официальной культуре. <...> В то же время любая формализация таких отношений
ведет к распаду кружка. <...> Собственно говоря, историю таких
объединений можно проследить с Античной
Греции, по крайней мере уже точно с
тех объединений интеллектуалов, которые
называются сейчас «философскими школами». <...> Принципиально
важно здесь то, что такие объединения
существуют параллельно традиционным
формам общежития и могут как поддерживать
эти формы, опираясь на их мифолого-религиозное
обоснование, так и противоречить
им, выдвигая новые темы и новые
способы духовного оправдания социальной
реальности. <...> О специфике неформальных философских объединений ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Задачей настоящей статьи является анализ
способов существования и структуры
неформальных объединений интеллектуалов
в истории европейской культуры. <...> Рэндалл Коллинз, исследовавший сетевые
структуры свободных объединений
интеллектуалов начиная с античности, отмечает
удивительное сходство их появления
и существования <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: