Сердечное познание в традициях духовно-академической философии России XIX в.
Статья посвящена проблеме кардиогносии как ведущей для русской богословско-философской и светской религиозной мысли. Автор определяет роль духовно-академической философии в процессе становления профессионального философствования в России и указывает на то, что в творчестве академических философов соединялась святоотеческая и западноевропейская традиции. Продолжая линию Платона и неоплатоников в ее христианизированном виде, они уделяли повышенное внимание теме любви и сердца. Формированию отечественной кардиогносии в сильнейшей степени способствовал образ Софии Премудрости Божией. В статье показывается преемственность в развитии темы сердечного познания от богословско-философских трактатов средневековья, через традиции духовно-академической философии и далее к светской религиозной философии второй половины XIX - начала XX вв.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
В. Н. Бабина
СЕРДЕЧНОЕ ПОЗНАНИЕ В ТРАДИЦИЯХ ДУХОВНОАКАДЕМИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ РОССИИ XIX в. <...> Статья посвящена проблеме кардиогносии как ведущей для русской богословско-философской
и светской религиозной мысли. <...> Автор определяет
роль духовно-академической философии в процессе становления профессионального
философствования в России и указывает на то, что в творчестве академических
философов соединялась святоотеческая и западноевропейская
традиции. <...> Формированию
отечественной кардиогносии в сильнейшей степени способствовал
образ Софии Премудрости Божией. <...> В статье показывается преемственность в
развитии темы сердечного познания от богословско-философских трактатов
средневековья, через традиции духовно-академической философии и далее к
светской религиозной философии второй половины XIX – начала XX вв. <...> В последнее время возрос интерес к изучению феномена русской духовно-академической
философии. <...> Многие исследователи истории русской
философии признают, что наряду с университетской (европейской по своей
форме) философией огромную роль в формировании профессионального философского
сообщества в России играли духовные академии. <...> Роль профессоров и преподавателей духовных академий в становлении
и развитии отечественной философии исключительно велика, об этом можно
сегодня говорить с полной уверенностью. <...> Многие выпускники духовных академий
(С. С. Гогоцкий, В. Д. Кудрявцев-Платонов, Ф. А. Голубинский), став
светскими людьми, внесли большой вклад в развитие философской мысли в
России. <...> Их идеи оказали влияние на русских религиозных мыслителей XIX –
начала XX вв., не принадлежавших к духовно-академической традиции. <...> Распространение в российском
обществе первой половины XIX в. идей западноевропейского рационализма и
материализма, а также разного рода неправославных мистических течений
потребовало от православных мыслителей способности к высокому уровню
теоретизирования и концептуальному обоснованию <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: