ФИЛОСОФИЯ В ДВИЖЕНИИ: РАДИКАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ КАРЛА ЯСПЕРСА
Статья представляет собой попытку исследования философии Ясперса как новаторского подхода, радикальным образом отличного от классической традиции. В качестве основных характеристик этого подхода называются: динамизм, стремление отказаться от построения системы в пользу систематичного мышления, понимание философии как практики мысли, укорененной в конкретной исторической ситуации. Проводится концептуальный анализ идей Ясперса, проясняется авторское понимание основных пространств философии: онтологии и теории познания, истории философии. Ключевые слова: К. Ясперс, философствование, история философии, экзистенция, коммуникация.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 1/2016
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ
Зарубежная философия. <...> Современный взгляд
ФИЛОСОФИЯ В ДВИЖЕНИИ:
РАДИКАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ КАРЛА ЯСПЕРСА* <...> Большинство из работ
развивают его подход, осваивая посредством него новые пространства. <...> Конечно, много написано об экзистенции и коммуникации, об
осевом времени и понимающей психологии, об объемлющем. <...> Но ча*
Работа
подготовлена в рамках проекта «Концептуальный анализ философии
Карла Ясперса в свете биографического подхода» по Гранту Президента
РФ по государственной поддержке научных исследований молодых
российских ученых – докторов наук (МД–205.2014.6). <...> Философия в движении: радикальный поворот Карла Ясперса
сто постулирование новизны концептов и отдельных ходов заменяет
исследование новизны подхода. <...> Концептуальный строй: философия в движении
Если собрать на одной полке все Ясперсовы работы, подержать их
в руках, попробовать некоторые на вес, сразу же приходит ощущение,
что мысль этого философа подобна какой-то махине, необычайно
разросшейся системе, в которой есть все и обо всем. <...> Она имеет более
или менее устойчивую концептуальную сетку: из работы в работу
Ясперс использует фиксированный набор понятий, ядром которых
являются концепты «экзистенция», «трансценденция», «разум», «коммуникация»,
«объемлющее», «история». <...> Онтологически экзистенция – это то, что есть вместе с мировым
бытием, что может быть и что должно быть; антропологически – то,
что есть я сам как существование; гносеологически – то, что не может
быть объективно познано, но что может лишь развертываться в бытии. <...> Человек представляется как «возможная экзистенция в существовании»,
где существование – это бытие конкретного человека, бытие, которое
может жить или умереть, экзистенция же – это то, что надвременно и что
предстает в существовании как свобода. <...> Она недоступна мышлению
и есть постоянно развертывающееся существование. <...> «Экзистенция – не цель, но исток <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: