К ТИПОЛОГИИ СТИЛЯ ДЖАЗОВОГО ТВОРЦА
Джазовое искусство в статье рассматривается в типологическом
аспекте. Автор отталкивается от идеи Мартина Уильямса о существовании
в джазе «интуитивных импровизаторов» и «синтезирующих композиторов».
Развитие этой идеи позволяет раскрыть феномен многообразия стилевых яв-
лений джаза и понять логику его сложной эволюции.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 (32) 2014
Сыров В. Н., 2014
К ТИПОЛОГИИ СТИЛЯ ДЖАЗОВОГО ТВОРЦА
Джазовое искусство в статье рассматривается в типологическом
аспекте. <...> Автор отталкивается от идеи Мартина Уильямса о существовании
в джазе «интуитивных импровизаторов» и «синтезирующих композиторов». <...> Развитие этой идеи позволяет раскрыть феномен многообразия стилевых явлений
джаза и понять логику его сложной эволюции. <...> Ключевые слова: джаз, стиль в джазе, история джаза, афроамериканские
музыкальные жанры, джазовый импровизатор и композитор
Если появление джаза на свет видимо так
и останется приблизительно датируемым событием,
то сама история джазовых стилей исследована
достаточно подробно, ее маршруты
расписаны вплоть до мельчайших деталей. <...> Авторы, как правило, начинают
с афроамериканских истоков (африканский фольклор,
театр менестрелей, спиричуэлс, блюз, регтайм)
и излагают эволюцию джаза поступенно,
этап за этапом, стиль за стилем (нью-орлеанский
джаз – свинг – боп – кул – хард-боп – модальный
– свободный и т. д.) <...> Например, нью-орлеанский джаз восстает
против респектабельности классического регтайма,
существенно меняет его жанровый канон,
внося в него импровизационные «переклички»
(«call and response»), свинговый ритм, «скользящее»
блюзовое интонирование, «горячий» звук,
особую фразировку с интенсивным вибрато в
концовках фраз. <...> Но в 30-е годы сам оказывается
беспомощным перед экспансией танцевального
45
«свинга», который несет с собой ограничения в
свободе импровизации, коренные преобразования
в сфере ритма, фразировки, звучания, гармонии. <...> Свинг, в свою очередь, не выдерживает натиска
новых направлений и после периода благоденствия
уступает авансцену, с одной стороны, бунтарскому
би-бопу, а с другой — традиционным
диксилендам, возрождающим коллективную импровизацию
ньюорлеанцев. <...> Уступает, чтобы через
несколько лет возродиться в гармонически-тембровой
колористике кул-джаза <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: