О ПРИРОДЕ ОСМОГЛАСИЯ И НЕВМЕННОГО ПИСЬМА (НА ПРИМЕРЕ ДРЕВНЕАРМЯНСКОЙ ГИМНОДИИ) ЧАСТЬ 2
В статьях на примере армянской невменной нотации и армянского ос-
могласия выявлены некоторые самые существенные характеристики архаи-
ческой гимнодии. Показано, что в период позднего средневековья исходная
строго упорядоченная, канонизированная система начала рушиться, откры-
вая простор для индивидуального творчества. Статьи призваны способство-
вать «демифологизации» так называемой проблемы хазов, которая в армян-
ской литературе долгое время освещалась не вполне адекватно.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Актуальные проблемы высшего музыкального образования
Акопян Л. О., 2015
О ПРИРОДЕ ОСМОГЛАСИЯ И НЕВМЕННОГО ПИСЬМА
(НА ПРИМЕРЕ ДРЕВНЕАРМЯНСКОЙ ГИМНОДИИ)
ЧАСТЬ 2
В статьях на примере армянской невменной нотации и армянского осмогласия
выявлены некоторые самые существенные характеристики архаической
гимнодии. <...> Статьи призваны способствовать
«демифологизации» так называемой проблемы хазов, которая в армянской
литературе долгое время освещалась не вполне адекватно. <...> Ключевые слова: хазовое (невменное) письмо, шаракан (духовный
гимн), осмогласие, единство синтаксиса, просодии, ритма и лада
Структурная схема, которую мы попытались
набросать в первой части, действительна
для огромного большинства архаических гимнов
(традиционно датируемых временем до X–XI веков)
и для значительной части поздних образцов
жанра (созданных между XI и XIII веком). <...> Ее существование убеждает нас в том, что «попевка»,
«формула» и, возможно, другие термины
аналогичного рода, характеризующие категорию
гласа, суть плоды позднейшей рационализации. <...> По отношению к ним онтологически первична
синкретическая целостность, в рамках которой
интегрированы синтаксис, просодия, ритм и лад. <...> Осмогласие в своем исходном виде, как идея,
предстает совокупностью таких целостностей,
продиктованных единой риторической диспозицией
(иначе говоря, совокупностью вариаций на
одну и ту же онтологическую модель): это своего
Пример 1 (1-й глас)
рода «целостность целостностей», освященная
сакральным числом «восемь»1
. Позволим себе
предположить, что онтология, о которой здесь
идет речь, действительна не только для армянской,
но и для других региональных разновидностей
системы восьми гласов — просто она не
всегда распознается, поскольку дошедшие до нас
памятники этих «субсистем» не так архаичны,
как памятники армянской гимнографии. <...> В качестве иллюстрации к сказанному, не
комментируя, приведем по одной строфе гимнов,
представляющих архаическую разновидность <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: